СОГЛАСОВАНО Протокол заседания Педагогического совета МБОУ «СОШ № 27» УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «СОШ№27» ________________________ «__»________20___г.№___ от____________ 20___№ ПОЛОЖЕНИЕ об обеспечении условий доступности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по основным общеобразовательным программам, объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им необходимой помощи в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение «О порядке обеспечения условий доступности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по основным общеобразовательным программам, объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им необходимой помощи в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №27» (далее МБОУ «СОШ № 27») (далее – Положение) определяет ключевые принципы и требования, направленные на защиту прав инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья при посещении ими зданий и помещений МБОУ «СОШ № 27» и при получении услуг, на предотвращение дискриминации по признаку инвалидности и соблюдение норм законодательства в сфере социальной защиты инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья сотрудниками МБОУ «СОШ № 27» (далее Сотрудники). 1.2. Положение разработано в соответствии с положениями Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» с изменениями, внесенными Федеральным законом от 01 декабря 2014 года №419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» (далее – Федеральный закон), приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.07.2015 №527н «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, объектов и предоставляемых услуг в сфере труда, занятости и социальной защиты населения, а также оказания им при этом необходимой помощи» приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 N 1309 (ред. от 18.08.2016) Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, (далее – Порядок), иными нормативными правовыми актами. 1.3. Цель деятельности: обеспечение всем гражданам – получателям услуг в МБОУ «СОШ № 27», в том числе инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья, равных возможностей для реализации своих прав и свобод, в том числе равное право на получение всех необходимых социальных услуг, предоставляемых МБОУ «СОШ № 27» без какой-либо дискриминации по признаку инвалидности при пользовании услугами МБОУ «СОШ № 27». 1.4. Задачи деятельности МБОУ «СОШ № 27»: • разработка и реализация комплекса мер по обеспечению условий доступности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья объектов и предоставляемых услуг, а так же оказания им при этом необходимой помощи Сотрудниками МБОУ «СОШ № 27»; • закрепление и разъяснение Сотрудникам МБОУ «СОШ № 27» основных требований доступности объектов и услуг, установленных законодательством Российской Федерации, включая ответственность и санкции, которые могут применяться к МБОУ «СОШ № 27» и Сотрудникам в связи с несоблюдением указанных требований или уклонением от их исполнения; • формирование у Сотрудников единообразного понимания необходимости обеспечения условий доступности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья объектов и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи; • закрепление обязанностей Сотрудников знать и соблюдать принципы и требования настоящего Положения, ключевые нормы законодательства, а также меры и конкретные действия по обеспечению условий доступности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья объектов и предоставляемых услуг; • формирование толерантного сознания Сотрудников, независимо от занимаемой должности, по отношению к инвалидности и инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья. 1.5. Меры по обеспечению условий доступности для инвалидов и лицам с ограниченными возможностями здоровья объектов и предоставляемых услуг, принимаемые в МБОУ «СОШ № 27», включают: • определение должностных лиц МБОУ «СОШ № 27», ответственных за обеспечение условий доступности для инвалидов и лицам с ограниченными возможностями здоровья объектов и предоставляемых услуг, а также оказание им при этом необходимой помощи; • обучение и инструктирование Сотрудников по вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья объектов и услуг с учетом имеющихся у них стойких расстройств функций организма и ограничений жизнедеятельности; • создание инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными и правовыми актами; • создание инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными и правовыми актами; • отражение на официальном сайте МБОУ «СОШ № 27» информации по обеспечению условий доступности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья объектов МБОУ «СОШ № 27» и предоставляемых услуг с дублированием информации в формате, доступном для инвалидов по зрению. 2. Используемые в Положении понятия и определения. 2.1. инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм и дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость социальной защиты указанного лица. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенокинвалид». Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медикосоциальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации; 2.2. лицо с ограниченными возможностями здоровья лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психическом развитии, подтвержденные психолого-медикопедагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий, а именно: нарушения зрения (незрячие, слабовидящие); нарушения слуха (не слышащие, слабослышащие, позднооглохшие); тяжёлые нарушения речи; нарушения опорно-двигательного аппарата; соматические нарушения и другие. К данной категории относятся лица, признанные в установленном порядке инвалидами, а также не признанные инвалидами, но имеющие временные или постоянные ограничения возможностей здоровья и нуждающиеся в создании специальных условий обучения (воспитания); 2.3. инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей; 2.4. адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений, развитие и социальную адаптацию указанных лиц; 2.5. безбарьерная архитектурная среда образовательной организации архитектурная среда, обеспечивающая инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья, вне зависимости от происхождения, характера и серьезности их психофизических отличий, доступность прилегающей к образовательной организации территории, входных путей, территории зданий, в том числе путей перемещения внутри зданий; 2.6. индивидуальная программа реабилитаций или абилитации инвалида (ребёнкаинвалида) (далее - индивидуальная программа реабилитации) - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных или абилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных (абилитационных) мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма. 2.7. Дискриминация по признаку инвалидности - любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью либо результатом которых является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех гарантированных в Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области (статья 5 Федерального закона). 2.8. Объект (социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры) жилое, общественное и производственное здание, строение и сооружение, включая то, в котором расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации. 3. Основные принципы деятельности МБОУ «СОШ № 27». 3.1. Деятельность МБОУ «СОШ № 27», направленная на обеспечение условий доступности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья объектов и предоставляемых услуг, а также оказание им при этом необходимой помощи, в МБОУ «СОШ № 27» осуществляется на основе следующих основных принципов: • уважение достоинства человека, его личной самостоятельности; • включая свободу делать свой собственный выбор, и независимости; • не дискриминация; • полное и эффективное вовлечение и включение в общество; • уважение особенностей инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, и их принятие в качестве компонента людского многообразия и части человечества; • равенство возможностей; • доступность; • равенство мужчин и женщин; • уважение развивающихся способностей детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, уважение права детей-инвалидов сохранять свою индивидуальность. 3.2. В МБОУ «СОШ № 27» обеспечивается комплексное сопровождение образовательного процесса для обучающих из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с рекомендациями психолого-медикопедагогической комиссии. 3.3. Педагогические работники МБОУ «СОШ № 27» должны учитывать психолого-физиологические особенности обучающихся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья при организации образовательного процесса. 3.4. Сопровождение образовательного процесса для обучающихся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья является одной из составляющих комплекса специальных условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и осуществляется в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии. Выделяются следующие виды сопровождения обучающихся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья: организационно-педагогическое, психолого-педагогическое, медицинскооздоровительное, социальное. Организационно-педагогическое сопровождение образовательного процесса для обучающихся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья направлено на контроль освоения образовательных программ в соответствии с календарным учебным графиком и рабочим или индивидуальным учебным планом и включает в себя, при необходимости, мониторинг посещаемости занятий, результатов текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, организацию эффективного взаимодействия обучающихся с преподавателями, в том числе организацию индивидуальных консультаций, помощь в организации самостоятельной работы (в том числе посредством электронной информационно-образовательной среды) Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется для обучающихся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья, имеющих проблемы в обучении, общении, социальной адаптации, и направлено на изучение, развитие и коррекцию личности обучающегося, ее личностное становление с помощью психодиагностических мероприятий, психопрофилактики, коррекции личностных достижений. Медицинско-оздоровительное сопровождение обучающихся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья включает в себя мероприятия, направленные на диагностику физического состояния обучающихся, сохранение их здоровья, развитие адаптационного потенциала, приспособляемости к процессу обучения. Социальное сопровождение обучающихся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья включает в себя следующие меры: осуществление мероприятий, направленных на социальную поддержку обучающихся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья; 3.5. В соответствии с приказом Минобрнауки России от 9 ноября 2015 г. № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» в МБОУ «СОШ №27» разработан паспорт доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования. 4. Область применения Положения. 4.1. Все Сотрудники МБОУ «СОШ № 27» должны руководствоваться настоящим Положением и соблюдать его принципы и требования. 4.2. Принципы и требования настоящего Положения распространяются на Сотрудников МБОУ «СОШ № 27», а также на иных лиц, в тех случаях, когда соответствующие обязанности закреплены в договорах с ними, в их внутренних документах, либо прямо вытекают из Федерального закона. 5. Управление деятельностью МБОУ «СОШ № 27». на 5.1. Эффективное управление деятельностью МБОУ «СОШ № 27», направленной обеспечение условий доступности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья объектов и предоставляемых услуг, а также оказание им при этом необходимой помощи, достигается за счёт продуктивного и оперативного взаимодействия директора МБОУ «СОШ № 27», заместителя директора и Сотрудников МБОУ «СОШ № 27». 5.2. Директор МБОУ «СОШ № 27» определяет ключевые направления Положения, утверждает его, рассматривает и утверждает необходимые изменения и дополнения, организует общий контроль за его реализацией, а также оценкой результатов реализации Положения в МБОУ «СОШ № 27». 5.3. Заместитель директора МБОУ «СОШ № 27» отвечает за практическое применение всех мер, направленных на обеспечение принципов и требований Положения, осуществляет контроль за его реализацией в МБОУ «СОШ № 27». 5.4. Сотрудники МБОУ «СОШ № 27» осуществляют меры по реализации Положения в соответствии с должностными инструкциями. 5.5. Основные Положения МБОУ «СОШ № 27» доводятся до сведения всех Сотрудников МБОУ «СОШ № 27» и используются при инструктаже и обучении персонала по вопросам организации доступности объектов и услуг, а также оказания при этом помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья. 6. Условия доступности объектов МБОУ «СОШ № 27» в соответствии с установленными требованиями. 6.1. Возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них; 6.2. Возможность самостоятельного передвижения по территории объекта в целях доступа к месту предоставления услуги, при необходимости, с помощью Сотрудников МБОУ «СОШ № 27», предоставляющих услуги, с использованием ими вспомогательных технологий; 6.3. Возможность посадки в транспортное средство и высадки из него перед входом на объект, при необходимости, с помощью Сотрудников МБОУ «СОШ № 27», в том числе с использованием кресла-коляски; 6.4. Сопровождение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, имеющих стойкие нарушения функций зрения и самостоятельного передвижения по территории объекта; 6.5. Содействие инвалиду при входе в объект и выходе из него, информирование инвалида о доступных маршрутах общественного транспорта; 6.6. Адаптация официального сайта органа и организации, предоставляющих услуги в сфере образования, для лиц с нарушением зрения (слабовидящих); 6.7. Надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья к объектам и услугам, с учётом ограничений их жизнедеятельности (наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне), в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно –точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне; 6.8. Обеспечение допуска на объект, в котором предоставляются услуги, собакипроводника при наличии документа, подтверждающего её специальное обучение, выданного по установленным форме и порядку. 7. Условия доступности услуг МБОУ «СОШ № 27» в соответствии с установленными требованиями. 7.1. Оказание Сотрудниками МБОУ «СОШ № 27» инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья помощи, необходимой для получения в доступной для них форме информации о правилах предоставления услуг, об оформлении необходимых для получения услуг документов, о совершении других необходимых для получения услуг действий; 7.2. Предоставление инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья по слуху, при необходимости, услуг с использованием русского жестового языка, включая обеспечение допуска на объект сурдопереводчика, тифлосурдопереводчика; 7.3. Оказание Сотрудниками МБОУ «СОШ № 27», предоставляющими услуги, иной необходимой инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья помощи в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами; 7.4. Наличие копий документов, объявлений, инструкций о порядке предоставления услуги (в том числе, на информационном стенде), выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, 8. Дополнительные условия доступности услуг в МБОУ «СОШ № 27» 8.1. Оборудование на прилегающих к объекту (объектам) МБОУ «СОШ № 27» территориях мест для парковки автотранспортных средств инвалидов; 8.2. Содействие со стороны МБОУ «СОШ № 27» в прохождении медикосоциальной экспертизы; 8.3. Предоставление бесплатно в доступной форме с учётом стойких расстройств функций организма инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья информации об их правах и обязанностях, видах социальных услуг, сроках, порядок и условия доступности их предоставления; 8.4. Включение условий доступности предоставляемых социальных услуг, необходимых инвалиду и лицу с ограниченными возможностями здоровья с учетом ограничений жизнедеятельности, в индивидуальную программу предоставления социальных услуг; 8.5. Сопровождение получателя социальной услуги при передвижении по территории Организации, а также при пользовании услугами, предоставляемыми МБОУ «СОШ № 27». 9. Ответственность Сотрудников за несоблюдение требований Положения. 9.1. Директор МБОУ «СОШ № 27», его заместитель, и Сотрудники МБОУ «СОШ № 27» независимо от занимаемой должности, несут ответственность за соблюдение принципов и требований Положения, а также за действия (бездействие) подчинённых им лиц, нарушающие эти принципы и требования. 9.2. К мерам ответственности за уклонение от исполнения требований к созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья к объектам и услугам МБОУ «СОШ № 27» относятся меры дисциплинарной и административной ответственности, в соответствии с законодательством Российской Федерации. 10. Внесение изменений в Положение. При выявлении недостаточно эффективных мер по реализации Положения, либо при изменении требований законодательства Российской Федерации, директор МБОУ «СОШ № 27» обеспечивает разработку и реализацию комплекса мер по актуализации настоящего Положения по форме, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10.11.2014 № 874н «О примерной форме договора о предоставлении социальных услуг, а также о форме индивидуальной программы предоставления социальных услуг»