Положение о доступной среде

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
Педагогического совета МБОУ
«СОШ № 27»

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «СОШ№27»
________________________
«__»________20___г.№___

от____________ 20___№

ПОЛОЖЕНИЕ
об обеспечении условий доступности для инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья, обучающихся по основным общеобразовательным
программам, объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также
оказания им необходимой помощи в муниципальном бюджетном
общеобразовательном учреждении
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение «О порядке обеспечения условий доступности для
инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по основным
общеобразовательным программам, объектов и предоставляемых услуг в сфере
образования, а также оказания им необходимой помощи в муниципальном бюджетном
общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №27» (далее МБОУ «СОШ № 27») (далее – Положение) определяет ключевые принципы и
требования, направленные на защиту прав инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья при посещении ими зданий и помещений МБОУ «СОШ № 27»
и при получении услуг, на предотвращение дискриминации по признаку инвалидности и
соблюдение норм законодательства в сфере социальной защиты инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья сотрудниками МБОУ «СОШ № 27» (далее Сотрудники).
1.2. Положение разработано в соответствии с положениями Федерального закона
от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации» с изменениями, внесенными Федеральным законом от 01 декабря 2014 года
№419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией
Конвенции о правах инвалидов» (далее – Федеральный закон), приказом Министерства
труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.07.2015 №527н «Об
утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья, объектов и предоставляемых услуг в сфере
труда, занятости и социальной защиты населения, а также оказания им при этом
необходимой помощи» приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 N 1309 (ред. от
18.08.2016) Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов
объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом
необходимой помощи, (далее – Порядок), иными нормативными правовыми актами.
1.3. Цель деятельности:
обеспечение всем гражданам – получателям услуг в МБОУ «СОШ № 27», в том
числе инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья, равных
возможностей для реализации своих прав и свобод, в том числе равное право на

получение всех необходимых социальных услуг, предоставляемых МБОУ «СОШ № 27»
без какой-либо дискриминации по признаку инвалидности при пользовании услугами
МБОУ «СОШ № 27».
1.4. Задачи деятельности МБОУ «СОШ № 27»:
• разработка и реализация комплекса мер по обеспечению условий доступности для
инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья объектов и
предоставляемых услуг, а так же оказания им при этом необходимой помощи
Сотрудниками МБОУ «СОШ № 27»;
• закрепление и разъяснение Сотрудникам МБОУ
«СОШ
№
27» основных
требований доступности объектов и услуг, установленных
законодательством
Российской Федерации, включая ответственность и санкции, которые могут
применяться к МБОУ «СОШ № 27» и Сотрудникам в связи с несоблюдением
указанных требований или уклонением от их исполнения;
• формирование у Сотрудников единообразного понимания необходимости обеспечения
условий доступности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
объектов и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой
помощи;
• закрепление обязанностей Сотрудников знать и соблюдать принципы и
требования настоящего Положения, ключевые нормы законодательства, а также меры
и конкретные действия по обеспечению условий доступности для инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья объектов и предоставляемых услуг;
• формирование толерантного сознания Сотрудников, независимо от занимаемой
должности, по отношению к инвалидности и инвалидам и лицам с ограниченными
возможностями здоровья.
1.5. Меры по обеспечению условий доступности для инвалидов
и
лицам
с
ограниченными возможностями здоровья объектов и предоставляемых услуг,
принимаемые в МБОУ «СОШ № 27», включают:
• определение должностных лиц МБОУ «СОШ № 27», ответственных за обеспечение
условий доступности для инвалидов и лицам с ограниченными возможностями
здоровья объектов и предоставляемых услуг, а также оказание им при этом
необходимой помощи;
• обучение и инструктирование Сотрудников по вопросам, связанным с обеспечением
доступности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья объектов
и услуг с учетом имеющихся у них стойких расстройств функций организма
и ограничений жизнедеятельности;
• создание инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья условий
доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными
законодательными и иными нормативными и правовыми актами;
• создание инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья условий
доступности услуг в соответствии с
требованиями,
установленными
законодательными и иными нормативными и правовыми актами;
• отражение на официальном сайте МБОУ «СОШ № 27» информации по обеспечению
условий доступности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

объектов МБОУ «СОШ № 27» и предоставляемых услуг с дублированием информации
в формате, доступном для инвалидов по зрению.
2. Используемые в Положении понятия и определения.
2.1. инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством
функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм и дефектами,
приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость социальной
защиты указанного лица. В зависимости от степени расстройства функций организма и
ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа
инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенокинвалид». Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением
медикосоциальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом
устанавливаются Правительством Российской Федерации;
2.2. лицо с ограниченными возможностями здоровья лицо, имеющее недостатки в
физическом и (или) психическом развитии, подтвержденные психолого-медикопедагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания
специальных условий, а именно: нарушения зрения (незрячие, слабовидящие); нарушения
слуха (не слышащие, слабослышащие, позднооглохшие); тяжёлые нарушения речи;
нарушения опорно-двигательного аппарата; соматические нарушения и другие. К данной
категории относятся лица, признанные в установленном порядке инвалидами, а также не
признанные инвалидами, но имеющие временные или постоянные ограничения
возможностей здоровья и нуждающиеся в создании специальных условий обучения
(воспитания);
2.3. инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для
всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и
индивидуальных возможностей;
2.4. адаптированная образовательная программа - образовательная программа,
адаптированная для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и
при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений, развитие и социальную
адаптацию указанных лиц;
2.5. безбарьерная архитектурная среда образовательной организации архитектурная среда, обеспечивающая инвалидам и лицам с ограниченными
возможностями здоровья, вне зависимости от происхождения, характера и серьезности их
психофизических отличий, доступность прилегающей к образовательной организации
территории, входных путей, территории зданий, в том числе путей перемещения внутри
зданий;
2.6. индивидуальная программа реабилитаций или абилитации инвалида (ребёнкаинвалида) (далее - индивидуальная программа реабилитации) - комплекс оптимальных
для инвалида реабилитационных или абилитационных мероприятий, включающий в себя
отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских,
профессиональных и других реабилитационных (абилитационных) мер, направленных на
восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма.

2.7. Дискриминация по признаку инвалидности - любое различие, исключение или
ограничение по причине инвалидности, целью либо результатом которых является
умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими
всех гарантированных в Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина в
политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой
иной области (статья 5 Федерального закона).
2.8. Объект (социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры) жилое, общественное и производственное здание, строение и сооружение, включая то, в
котором расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и
другие организации.
3. Основные принципы деятельности МБОУ «СОШ № 27».
3.1. Деятельность МБОУ «СОШ № 27», направленная на обеспечение условий
доступности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья объектов и
предоставляемых услуг, а также оказание им при этом необходимой помощи, в МБОУ
«СОШ № 27» осуществляется на основе следующих основных принципов:
• уважение достоинства человека, его личной самостоятельности;
• включая свободу делать свой собственный выбор, и независимости;
• не дискриминация;
• полное и эффективное вовлечение и включение в общество;
• уважение особенностей инвалидов и лиц с ограниченными возможностями
здоровья, и их принятие в качестве компонента людского многообразия и части
человечества;
• равенство возможностей;
• доступность;
• равенство мужчин и женщин;
• уважение развивающихся способностей детей-инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья, уважение права детей-инвалидов сохранять свою
индивидуальность.
3.2. В МБОУ «СОШ № 27» обеспечивается комплексное сопровождение
образовательного процесса для обучающих из числа инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья в соответствии с рекомендациями психолого-медикопедагогической комиссии.
3.3. Педагогические работники МБОУ «СОШ № 27» должны учитывать
психолого-физиологические особенности обучающихся из числа лиц с ограниченными
возможностями здоровья при организации образовательного процесса.
3.4. Сопровождение образовательного процесса для обучающихся из числа лиц с
ограниченными возможностями здоровья является одной из составляющих комплекса
специальных условий для обучения с учетом особенностей их психофизического
развития, индивидуальных возможностей и осуществляется в соответствии с
рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии. Выделяются следующие
виды сопровождения обучающихся из числа лиц с ограниченными возможностями

здоровья: организационно-педагогическое, психолого-педагогическое, медицинскооздоровительное, социальное.
Организационно-педагогическое сопровождение образовательного процесса для
обучающихся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья направлено на
контроль освоения образовательных программ в соответствии с календарным учебным
графиком и рабочим или индивидуальным учебным планом и включает в себя, при
необходимости, мониторинг посещаемости занятий, результатов текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации, организацию эффективного взаимодействия
обучающихся с преподавателями, в том числе организацию индивидуальных
консультаций, помощь в организации самостоятельной работы (в том числе посредством
электронной информационно-образовательной среды)
Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется для обучающихся из
числа лиц с ограниченными возможностями здоровья, имеющих проблемы в обучении,
общении, социальной адаптации, и направлено на изучение, развитие и коррекцию
личности обучающегося, ее личностное становление с помощью психодиагностических
мероприятий, психопрофилактики, коррекции личностных достижений.
Медицинско-оздоровительное сопровождение обучающихся из числа лиц с
ограниченными возможностями здоровья включает в себя мероприятия, направленные на
диагностику физического состояния обучающихся, сохранение их здоровья, развитие
адаптационного потенциала, приспособляемости к процессу обучения.
Социальное сопровождение обучающихся из числа лиц с ограниченными
возможностями здоровья включает в себя следующие меры: осуществление мероприятий,
направленных на социальную поддержку обучающихся из числа лиц с ограниченными
возможностями здоровья;
3.5. В соответствии с приказом Минобрнауки России от 9 ноября 2015 г. № 1309
«Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и
предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой
помощи» в МБОУ «СОШ №27» разработан паспорт доступности для инвалидов объектов
и предоставляемых на них услуг в сфере образования.

4. Область применения Положения.
4.1. Все Сотрудники МБОУ «СОШ № 27» должны руководствоваться настоящим
Положением и соблюдать его принципы и требования.
4.2. Принципы и требования настоящего Положения распространяются на
Сотрудников
МБОУ
«СОШ
№
27», а также на иных лиц, в тех случаях, когда
соответствующие обязанности закреплены в договорах с ними, в их внутренних
документах, либо прямо вытекают из Федерального закона.
5. Управление деятельностью МБОУ «СОШ № 27».

на

5.1. Эффективное управление деятельностью МБОУ «СОШ № 27», направленной
обеспечение условий доступности для инвалидов и лиц с ограниченными

возможностями здоровья объектов и предоставляемых услуг, а также оказание им при
этом необходимой помощи, достигается за счёт продуктивного и оперативного
взаимодействия директора МБОУ «СОШ № 27», заместителя директора и Сотрудников
МБОУ «СОШ № 27».
5.2. Директор МБОУ «СОШ № 27» определяет ключевые направления
Положения, утверждает его, рассматривает и утверждает необходимые изменения и
дополнения, организует общий контроль за его реализацией, а также оценкой результатов
реализации Положения в МБОУ «СОШ № 27».
5.3. Заместитель директора МБОУ «СОШ № 27» отвечает за практическое
применение всех мер, направленных на обеспечение принципов и требований Положения,
осуществляет контроль за его реализацией в МБОУ «СОШ № 27».
5.4. Сотрудники МБОУ
«СОШ
№
27» осуществляют меры по реализации
Положения в соответствии с должностными инструкциями.
5.5. Основные Положения МБОУ «СОШ № 27» доводятся до сведения всех
Сотрудников МБОУ «СОШ № 27» и используются при инструктаже и обучении
персонала по вопросам организации доступности объектов и услуг, а также оказания при
этом помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
6. Условия доступности объектов МБОУ «СОШ № 27» в соответствии с
установленными требованиями.
6.1. Возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них;
6.2. Возможность самостоятельного передвижения по территории объекта в целях
доступа к месту предоставления услуги, при необходимости, с помощью Сотрудников
МБОУ «СОШ № 27», предоставляющих услуги, с использованием ими вспомогательных
технологий;
6.3. Возможность посадки в транспортное средство и высадки из него
перед
входом на объект, при необходимости, с помощью Сотрудников МБОУ «СОШ № 27», в
том числе с использованием кресла-коляски;
6.4. Сопровождение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья,
имеющих стойкие нарушения функций зрения и самостоятельного передвижения по
территории объекта;
6.5. Содействие инвалиду при входе в объект и выходе из него, информирование
инвалида о доступных маршрутах общественного транспорта;
6.6. Адаптация официального сайта органа и организации, предоставляющих
услуги в сфере образования, для лиц с нарушением зрения (слабовидящих);
6.7. Надлежащее размещение носителей информации, необходимой для
обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья к объектам и услугам, с учётом ограничений их
жизнедеятельности (наличие при входе в объект вывески с названием организации,
графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом
Брайля и на контрастном фоне), в том числе дублирование необходимой для получения
услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и

графической информации знаками, выполненными рельефно –точечным шрифтом Брайля
и на контрастном фоне;
6.8. Обеспечение допуска на объект, в котором предоставляются услуги, собакипроводника
при наличии документа, подтверждающего её
специальное
обучение,
выданного по установленным форме и порядку.
7. Условия доступности услуг МБОУ «СОШ № 27» в соответствии с
установленными требованиями.
7.1. Оказание Сотрудниками МБОУ «СОШ № 27» инвалидам и лицам с
ограниченными возможностями здоровья помощи, необходимой для получения в
доступной для них форме информации о правилах предоставления услуг, об оформлении
необходимых
для
получения
услуг
документов,
о
совершении
других необходимых для получения услуг действий;
7.2. Предоставление инвалидам и лицам с ограниченными возможностями
здоровья по слуху, при необходимости, услуг с использованием русского жестового
языка,
включая
обеспечение
допуска
на
объект
сурдопереводчика,
тифлосурдопереводчика;
7.3. Оказание Сотрудниками МБОУ «СОШ № 27», предоставляющими услуги,
иной необходимой инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья
помощи в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими
лицами;
7.4. Наличие копий документов, объявлений, инструкций о порядке
предоставления услуги (в том числе, на информационном стенде), выполненных
рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне,
8. Дополнительные условия доступности услуг в МБОУ «СОШ № 27»
8.1. Оборудование на прилегающих к объекту (объектам) МБОУ «СОШ № 27»
территориях мест для парковки автотранспортных средств инвалидов;
8.2. Содействие со стороны МБОУ «СОШ № 27» в прохождении медикосоциальной экспертизы;
8.3. Предоставление бесплатно в доступной форме с учётом стойких расстройств
функций организма инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
информации об их правах и обязанностях, видах социальных услуг, сроках, порядок и
условия доступности их предоставления;
8.4. Включение условий доступности предоставляемых социальных услуг,
необходимых инвалиду и лицу с ограниченными возможностями здоровья с учетом
ограничений жизнедеятельности, в индивидуальную программу предоставления
социальных услуг;
8.5. Сопровождение получателя социальной услуги при передвижении
по
территории Организации, а также при пользовании услугами, предоставляемыми МБОУ
«СОШ № 27».
9. Ответственность Сотрудников за несоблюдение требований Положения.

9.1. Директор МБОУ «СОШ № 27», его заместитель, и Сотрудники МБОУ «СОШ
№ 27» независимо от занимаемой должности, несут ответственность за соблюдение
принципов и требований Положения, а также за действия (бездействие) подчинённых им
лиц, нарушающие эти принципы и требования.
9.2. К мерам ответственности за уклонение от исполнения требований к
созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья к объектам и услугам МБОУ «СОШ № 27» относятся меры
дисциплинарной
и
административной
ответственности,
в
соответствии
с
законодательством Российской Федерации.
10. Внесение изменений в Положение.
При выявлении недостаточно эффективных мер по реализации Положения, либо
при изменении требований законодательства Российской Федерации, директор МБОУ
«СОШ № 27» обеспечивает разработку и реализацию комплекса мер по актуализации
настоящего Положения по форме, утвержденной приказом Министерства труда и
социальной защиты Российской Федерации от 10.11.2014 № 874н «О примерной форме
договора о предоставлении социальных услуг, а также о форме индивидуальной
программы предоставления социальных услуг»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(8722) 62-34-39

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».