Положение о школьной библиотеке

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«СОШ № 27»
ПРИНЯТО
на педагогическом совете
МБОУ «СОШ № 27»
протокол № ____ от _____ 2019

«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ «СОШ № 27»
__________________Г.Б. Муталипов
приказ №____ от ______ 2019

ПОЛОЖЕНИЕ О ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКЕ МБОУ «СОШ №27»
I. Общие положения
1.Положение разработано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации,
Законами Российской Федерации «Об образовании» и «О библиотечном деле», Примерным
положением о библиотеке общеобразовательного учреждения, утвержденном Минобрнауки.
2.Библиотека является структурным подразделением МБОУ «СОШ №27», участвующим в
учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права участников образовательного
процесса на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами.
3.
Деятельность библиотеки отражается в Уставе школы.
4.
Цели школьной библиотеки соотносятся с целями школы: формирование общей
культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания
общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для
осознанного выбора и последующего освоения профессиональных, образовательных программ.
5.
Школьная библиотека руководствуется в своей деятельности федеральными законами,
указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и
распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями Министерства образования
Российской Федерации, Уставом школы, Положением о библиотеке, утвержденным директором
школы.
6.
Порядок пользования источниками информации, перечень основных услуг и условия их
предоставления определяются Положением о школьной библиотеке и Правилами пользования
школьной библиотекой, утвержденными директором школы.
7.
Школа несет ответственность за доступность и качество библиотечноинформационного обслуживания библиотеки.
8.
Организация обслуживания участников образовательного процесса производится в
соответствии с правилами техники безопасности и противопожарными, санитарногигиеническими
требованиями.
9.
В библиотеке запрещается издание и распространение печатных, аудио-,
аудиовизуальных и иных материалов, содержавших хотя бы один из признаков, предусмотренных
частью первой статьи 1 Федерального закона от 25 июля 2002 год №114-ФЗ «О противодействии
экстремистской деятельности», не допускается наличие
экстремистских материалов,
призывающих к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающих или
оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды
руководителей националсоциалистической рабочей партии Германии, фашистской партии Италии,
публикаций, обосновывающих или оправдывающих национальное и расовое превосходство либо
оправдывающих практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное

или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или
религиозной группы.
Кроме того, к таким материалом, в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002
г. №114 – ФЗ относится:
а) официальные материалы запрещенных экстремистских организаций;
б) материалы, авторами которых являются лица, осужденные в соответствии с
международно-правовыми актами за преступления против мира и человечества и содержащие
признаки, предусмотренные частью первой статьи 1 настоящего Федерального закона;
в) любые иные, в том числе анонимные, материалы, содержащие признаки, предусмотренные
частью первой статьи 1 настоящего Федерального закона.
В помещении библиотеки размещается Федеральный список экстремистской литературы,
утвержденный Федеральным органом исполнительной власти, запрещенной к распространению на
территории Российской Федерации.
II. Основные задачи
Основными задачами школьной библиотеки являются:
1.
Обеспечение участникам образовательного процесса — обучающимся, педагогическим
работникам, родителям обучающихся — доступа к информации, знаниям, идеям, культурным
ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов школы на
различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий);
коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях;
2.
Совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых
информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов.
3.
Воспитание у учащихся информационной культуры, любви к книге, культуры чтения,
умения пользоваться библиотекой. Привитие школьникам потребности в систематическом чтении
литературы для развития творческого мышления, познавательных интересов и способностей,
успешного усвоения учебных программ.

III Основные функции
Для реализации основных задач библиотека:
1. Формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов школы:
• комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными,
справочными, педагогическими и научно-популярными документами на традиционных и
нетрадиционных носителях информации;
• пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет;
2. Создает информационную продукцию:
•
организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги, картотеки,
электронный каталог;
•
разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки, обзоры,
указатели и т.п.);
3. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание
обучающихся:
• оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе их
учебной, самообразовательной и досуговой деятельности;
• выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с
обучением, воспитанием и здоровьем детей;

• удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в
библиотеку;
• консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся.

IV. Организация деятельности библиотеки
1.
Школьная библиотека по своей структуре делится на абонемент, читальный зал, отдел
учебников и отдел методической литературы по предметам.
2.
Библиотечно-информационное
обслуживание
осуществляется
на
основе
библиотечноинформационных ресурсов в соответствии с учебным и воспитательным планами
школы, программами, проектами и планом работы школьной библиотеки.
3.
В целях обеспечения модернизации библиотеки в условиях информатизации
образования и в пределах средств, выделяемых учредителями, школа обеспечивает библиотеку:
• гарантированным финансированием комплектования
библиотечноинформационных
ресурсов;
• необходимыми служебными и производственными помещениями в соответствии со
структурой библиотеки и нормативами по технике безопасности эксплуатации компьютеров
(отсутствие высокой влажности, запыленности помещения, коррозионно-активных примесей
или электропроводящей пыли) и в соответствии с положениями СанПиН;
• телекоммуникационной и копировально-множительной техникой и необходимыми
программными продуктами;
• ремонтом и сервисным обслуживанием техники и оборудования библиотеки; •
библиотечной техникой и канцелярскими принадлежностями.
4.
Школа создает условия для сохранности аппаратуры, оборудования и имущества
библиотеки.
5.
Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда
библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными перечнями
учебников и учебно-методических изданий, создание необходимых условий для деятельности
библиотеки несет директор школы в соответствии с Уставом школы.
6.
Режим работы школьной библиотеки определяется заведующим библиотекой в
соответствии с правилами внутреннего распорядка школы.
V. Организация работы
1.
Управление
школьной
библиотекой
осуществляется
в
соответствии
с
законодательством Российской Федерации и уставом школы.
2.
Общее руководство деятельностью школьной библиотеки осуществляет директор
школы.
3.
Руководство школьной библиотекой осуществляет заведующий библиотекой, который
несет ответственность в пределах своей компетенции перед обществом и директором школы,
обучающимися, их родителями (иными законными представителями) за организацию и результаты
деятельности школьной библиотеки в соответствии с функциональными обязанностями,
предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором и уставом школы.
4.
Заведующий библиотекой назначается директором школы, может являться членом
педагогического коллектива и входить в состав педагогического совета общеобразовательного
учреждения.

5.
Заведующий библиотекой разрабатывает и представляет директору школы на
утверждение следующие документы:
1. Положение о библиотеке, правила пользования библиотекой;
2. Планово-отчетную документацию;
3.Порядок комплектования штата школьной библиотеки регламентируется Уставом школы.
4. Трудовые отношения работников школьной библиотеки и средней школы регулируются
трудовым договором, условия которого не должны противоречить законодательству Российской
Федерации о труде.
VI. Права и обязанности библиотеки
Работники школьной библиотеки имеют право:
1.
Самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно-информационного
обслуживания образовательного и воспитательного процессов в соответствии с целями и задачами,
указанными в Уставе школы и положении о школьной библиотеке;
2.
Изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией по учету
библиотечного фонда;
3.
Определять в соответствии с правилами пользования школьной библиотекой,
утвержденными директором школы, и по согласованию с родительским комитетом или
попечительским советом виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями
библиотеки;
4.
Иметь ежегодный отпуск в соответствии с локальными нормативными актами;
5.
Быть представленными к различным формам поощрения;
6.
Участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в работе
библиотечных ассоциаций или союзов.

VII. Работники библиотек обязаны
1. Обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами
библиотеки;
2. Информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой услуг;
3. Обеспечить научную организацию фондов и каталогов;
4. Формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными перечнями
учебных изданий, образовательными программами школы, интересами, потребностями и
запросами всех перечисленных выше категорий пользователей;
5. Ежеквартально проводить сверки библиотечного фонда с регулярно пополняющимся
Федеральным списком экстремистских материалов;
6. Совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное обслуживание
пользователей;
7. Обеспечивать сохранность использования носителей информации, их систематизацию,
размещение и хранение;
8. Обеспечивать режим работы школьной библиотеки;
9. Отчитываться в установленном порядке перед директором школы;
10.
Повышать квалификацию.

VIII. Права и обязанности пользователей библиотеки
Пользователи библиотеки имеют право:
1.
Получать
полную
информацию о
составе
библиотечного
фонда,
информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах;
2.
Пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;
3.
Получать консультационную помощь в поиске и выборе источников
информации;
4.
Получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные
издания и другие источники информации;
5.
Продлевать срок пользования документами;
6.Участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой;
7. Обращаться для разрешения конфликтной ситуации к директору школы.
VIIII. Пользователи школьной библиотеки обязаны
1. Соблюдать правила пользования школьной библиотекой;
2. Бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц, не
делать в книгах подчеркивания, пометки), иным документам на различных носителях,
оборудованию, инвентарю;
3. Пользоваться ценными и справочными документами только в помещении библиотеки;
4. Убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при обнаружении
проинформировать об этом работника библиотеки. Ответственность за обнаруженные дефекты
в сдаваемых документах несет последний пользователь;
5. Расписываться в читательском формуляре за каждый полученный документ
(исключение:
обучающиеся 1-4 классов);
6. Возвращать документы в школьную библиотеку в установленные сроки;
7. Заменять документы школьной библиотеки в случае их утраты или порчи им
равноценными, либо компенсировать ущерб в размере, установленном правилами пользования
школьной библиотекой;
8. Полностью рассчитаться с школьной библиотекой по истечении срока обучения или
работы в школе.
X. Порядок пользования школьной библиотекой
1. Запись в школьную библиотеку обучающихся производится по списочному составу
класса, педагогических и иных работников школы - в индивидуальном порядке, родителей
(иных законных представителей) обучающихся - по паспорту;
2. Перерегистрация пользователей школьной библиотеки производится ежегодно;
3. Документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является читательский
формуляр;
4. Читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов из фонда
библиотеки и их возвращения в библиотеку.
XI. Порядок пользования абонементом
1. Пользователи имеют право получить на дом из многотомных изданий не более двух
документов одновременно;
2. Максимальные сроки пользования документами:

- учебники, учебные пособия - учебный год;
- научно-популярная, познавательная, художественная литература - 14 дней;
- периодические издания, издания повышенного спроса - 7 дней;
3. Пользователи могут продлить срок пользования документами, если на них отсутствует
спрос со стороны других пользователей.
XII. Порядок пользования читальным залом
1. Документы, предназначенные для работы в читальном зале, на дом не выдаются;
2. Энциклопедии, справочники, редкие, ценные и имеющиеся в единственном экземпляре
документы выдаются только для работы в читальном зале.

Powered by TCPDF (www.tcp df.o rg)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(8722) 62-34-39

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».