Информатика (ИКТ)
Рабочая
программа составлена на основе авторской программы Босовой Л.Л. «Программа по
учебному предмету «Информатика» для 7–9 классов», составлена в соответствии с:
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной
образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными
подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для
основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с федеральным
государственным образовательным стандартом начального общего образования;
учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на
ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.
В
программе предложен авторский подход в части структурирования учебного
материала, определения последовательности его изучения, путей формирования
системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации
учащихся. Программа является ключевым компонентом учебно-методического
комплекта по информатике для основной школы (авторы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова;
издательство «БИНОМ.Лаборатория знаний»)
В состав
учебно-программного и методического комплекса входят:
Учебник
«Информатика» для 7, 8, 9 классов Л.Л.Босова,
А.Ю.Босова.
·
Информатика Программа для основной школы. 7, 8, 9 классы
Авторы: Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. Год издания: 2018
·
Электронное приложение к учебнику 7-9 классов в авторской
мастерской Л.Л.Босовой на сайте Бином:http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/
В методической системе обучения
предусмотрено использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) по
информатике из Единой коллекции ЦОР (school-collection.edu.ru) и из коллекции
на сайте ФЦИОР (http://fcior.edu.ru).
Изучение информатики в 7–9 классах вносит значительный
вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:
·
формированию целостного
мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной
практики за счет развития представлений об информации как важнейшем
стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимания роли
информационных процессов в современном мире;
·
совершенствованию
общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией в
процессе систематизации и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений
и способов деятельности в области информатики и ИКТ; развитию навыков
самостоятельной учебной деятельности школьников (учебного проектирования,
моделирования, исследовательской деятельности и т.д.);
·
воспитанию ответственного
и избирательного отношения к информации с учетом правовых и
этических аспектов ее распространения, воспитанию стремления к продолжению
образования и созидательной деятельности с применением средств ИКТ
Основная
задача курса — сформировать готовность учащихся к активной учебной
деятельности в информационной образовательной среде школы, к использованию
методов информатики в других школьных предметах, подготовить учащихся к
итоговой аттестации по предмету за курс основной школы и к продолжению
образования в старшей школе.
Формы
организации обучения: урок с проведением индивидуальной, парной, групповой
деятельности.
Методы
обучения:
По источнику знаний: словесные,
наглядные, практические;
По уровню познавательной
активности: проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный;
По принципу расчленения или
соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий,
классификационный.
Технологии
обучения:
индивидуально-ориентированная,
разноуровневая, ИКТ.
Способы
проверки и оценки результатов обучения: устные опросы, проверочные
работы, интерактивные задания, тестовый контроль, практические работы.
Изучение информатики в основной школе должно обеспечить:
•
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование
представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации;
развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
•
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация,
алгоритм, модель, и их свойствах;
•
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной
деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать
алгоритм
для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических
конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков
программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной
и циклической;
•
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать
способ представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицу,
схему, график, диаграмму, с использованием соответствующих программных средств
обработки данных;
•
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при
работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы
информационной этики и права.
2. Содержание учебного курса
Содержание рабочей программы соответствует содержанию авторской
программы курсаИнформатика и ИКТ. 7–9 классы
Автор: Босова
Л.Л. Год издания: 2018 М: Бином Лаборатория знанийhttp://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/ppup7-9.doc
3. Требования к уровню
подготовки обучающихся (планируемые результаты изучения учебного предмета,
В
результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий
ученик должен
знать/понимать
· виды и
роль информационных процессов;
· примеры
источников и приемников информации;
· единицы
измерения количества и скорости передачи информации;
· принцип
дискретного (цифрового) представления информации;
· способы
кодирования информации
· алфавитный
подход к определению количества информации
· содержательный
подход к определению количества информации
· программный
принцип работы компьютера;
· анализировать
компьютер с точки зрения единства программных и аппаратных средств
· файловая
система
· определять
программные и аппаратные средства, необходимые для осуществления информационных
процессов при решении задач
· определять
основные характеристики операционной системы
· планировать
собственное информационное пространство
· выявлять
общие черты и отличия способов взаимодействия на основе компьютерных
сетей
· анализировать
доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете
· анализировать
и сопоставлять различные источники информации, оценивать достоверность
найденной информации
· назначение
и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
· распознавать
потенциальные угрозы и вредные воздействия, связанные с ИКТ; оценивать
предлагаемые пути их устранения.
уметь
· оценивать
информацию с позиции ее свойств;
· приводить
примеры кодирования с использованием различных алфавитов;
· выделять
информационную составляющую процессов в биологических, технических и социальных
системах
· кодировать
и декодировать сообщения по известным правилам кодирования
· определять
количество различных символов, которые могут быть закодированы с помощью
двоичного кода фиксированной длины
· определять
разрядность двоичного кода, необходимого для кодирования всех символов алфавита
заданной мощности;
· оперировать
с единицами измерения количества информации (бит, байт, килобайт, мегабайт,
гигабайт)
· получать
информацию о характеристиках компьютера
· оперировать
информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать,
именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию,
пользоваться меню и окнами, справочной системой;
· предпринимать
меры антивирусной безопасности;
· оценивать
числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти,
необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
· осуществлять
взаимодействие посредством электронной почты, чата, форума;
· искать
информацию с применением правил поиска (построения запросов), в компьютерных
сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях,
каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным
дисциплинам;
· пользоваться
персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером,
модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком);
· следовать
требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при
работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для:создания простейших моделей объектов и процессов в виде
изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том
числе в форме блок-схем);
проведения компьютерных
экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
создания информационных
объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
организации индивидуального
информационного пространства,
создания личных коллекций
информационных объектов;
передачи информации по
телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке,
использования
информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и
этических норм.