Иностранный язык
Аннотация к рабочей программе по английскому языку
В. П. Кузовлев
2-4 классы УМК «Английский язык 2 – 11»
Данная
программа предназначена для обучения младших школьников английскому языку в
образовательных учреждениях начального общего образования на основе линии УМК
«Английский язык 2 - 11» авторов Кузовлева В.П., Лапа Н.М., Перегудовой Э.Ш. и
др., (издательства «Просвещение»). В процессе разработки программы авторы
исходили из требований Федерального государственного образовательного стандарта
второго поколения (ФГОС-2) и Примерной программы начального общего образования
по иностранному языку.
Программа
адресована общеобразовательным учреждениям, в которых обучение английскому
языку начинается со второго класса, при этом на изучение предмета в соответствие
с базовым образовательным планом отводится 2 часа в неделю.
В
Программе дается краткая характеристика предмета, определяются цели и задачи
обучения английскому языку в начальной школе, ценностные ориентиры обучения,
содержание обучения, планируемые результаты освоения образовательной программы,
требования к условиям реализации программы.
Содержание
Программы может служить учителям английского языка, работающим в начальной
школе по УМК «Английский язык 2 – 11», основанием для составления своих собственных
Рабочих программ.
Цели и задачи
курса.
Основные цели и
задачи обучения английскому языку (АЯ) в начальной школе направлено на
формирование у учащихся:
- первоначального представления о роли и значимости АЯ в
жизни современного человека и поликультурного мира, приобретение начального
опыта использования АЯ как средства межкультурного общения, нового инструмента
познания мира и культуры других народов;
- гражданской идентичности, чувства патриотизма и гордости
за свой народ, свой край, свою страну и осознание своей этнической и
национальной принадлежности через изучение языков и культур, общепринятых
человеческих и базовых национальных ценностей;
-
основ
активной жизненной позиции. Младшие школьники должны иметь
возможность
обсуждать актуальные
события
из жизни, свои
собственные поступки и
поступки своих
сверстников,
выражать свое отношение к происходящему, обосновывать собственное мнение, что
будет способствовать их дальнейшей социализации и воспитанию граждан России;
- элементарной коммуникативной
компетенции, т.е. способности и готовности общаться с носителями языка на
уровне своих речевых возможностей и потребностей в разных формах: устной
(говорение и аудирование) и
письменной (чтение и письмо). У учащихся расширится лингвистический кругозор,
они получат общее представление о строе изучаемого языка и его основных
отличиях от родного языка;
-
основ коммуникативной
культуры. Учащиеся научатся ставить и решать коммуникативные задачи, адекватно
использовать имеющиеся речевые и неречевые средства общения, соблюдать речевой
этикет, быть вежливыми и доброжелательными речевыми партнерами;
-
уважительного
отношения к чужой (иной) культуре через знакомство с детским пластом культуры
страны (стран) изучаемого языка;
-
более глубокого осознания особенностей культуры своего
народа;
-
способности
представлять в элементарной форме на АЯ родную культуру в письменной и устной
формах общения;
-
положительной мотивации и
устойчивого учебно-познавательного интереса к предмету
«иностранный язык», а также развитие необходимых УУД и специальных учебных
умений (СУУ),
что заложит основы успешной учебной деятельности по
овладению АЯ на следующей ступени образования.
|
|
|
Таблица №1. |
Распределение предметного содержания по годам обучения. |
|||
Предметное |
2
класс |
3
класс |
4
класс |
содержание |
|
|
|
Я и
моя семья. |
Члены
семьи, их имена |
Возраст
членов семьи. |
Отдых
с семьей. |
(33
ч.) |
и
черты характера. |
Совместное |
Профессии,
занятия |
|
Любимые
занятия |
времяпрепровождение |
людей
различных |
|
членов семьи. |
каждый день и в |
профессий. Выбор |
|
Обязанности
членов |
свободное время. |
профессии. (10
ч.) |
|
семьи, их |
Покупки.
Подарки. |
|
|
взаимоотношения
и |
Любимая еда. (8
ч.) |
|
|
работа по дому. |
|
|
|
Любимая еда. (15
ч.) |
|
|
Мой
день. (12 ч.) |
|
Распорядок
дня. |
Распорядок
дня |
|
|
Обычные
занятия в |
школьника.
Распорядок |
|
|
будние и
выходные дни. |
дня в семье. |
|
|
(4 ч.) |
Обозначение
времени. |
|
|
|
Занятия в будние
и |
|
|
|
выходные дни. (8
ч.) |
Мой
дом. (16 ч.) |
|
Работа по дому и в саду. |
Дом/квартира:
комнаты |
|
|
(8
ч.) |
и
предметы мебели и |
|
|
|
интерьера. Моя |
|
|
|
комната.
Работа по |
|
|
|
дому. (8 ч.) |
Я и
мои друзья. |
Мои
друзья, что |
Мои
лучшие друзья. |
Письмо
зарубежному |
(24 ч.) |
умеют
делать. |
Черты
характера. |
другу.
(3 ч.) |
Знакомство. |
Совместные
игры, |
Внешность,
одежда. |
|
* Знакомство с персонажами литературных произведений,
анимационных фильмов, телевизионных
передач происходит в рамках предложенной тематики.
Результаты
освоения программы начального образования по английскому языку
Общим
результатом освоения основной образовательной программы НОО является осознание
предмета «иностранный язык» как возможности личностного, социального,
познавательного и коммуникативного развития. При этом
результаты следует оценивать с учетом того, что НОО закладывает лишь основы
указанных сторон развития учащегося:
-
сформированность
основ гражданской идентичности, т.е. осознания себя как гражданина России,
знакомого с духовными ценностями народов России, испытывающего гордость за свой
народ, свой край, свою страну и готового и умеющего бесконфликтно сотрудничать
с представителями других культур, конфессий и взглядов;
-
сформированность
мотивации к дальнейшему овладению ИЯ как средством межкультурного общения,
инструментом познания мира других языков и культур, а также обогащения родного
языка, средством личностного интеллектуального развития и обретения духовно-нравственного
опыта;
-
знание определенного
набора фактов иностранной культуры: доступные образцы детской художественной
литературы, детский фольклор, стихи и песни, герои сказок и фильмов, условия и
образ жизни зарубежных сверстников и т.п., общечеловеческие ценности, знание
корреспондирующих ценностей родной культуры, умение их назвать и описать;
-
наличие начальных
лингвистических представлений о системе и структуре английского языка,
необходимых для овладения речевыми навыками и основами речевых умений;
-
владение на
элементарном уровне умением общаться с носителями английского языка в устной и
письменной формах, знание правил речевого и неречевого поведения в общении;
-
сформированность
основных (соответствующих возрасту
и особенностям предмета
«иностранный язык») СУУ и УУД,
обеспечивающих успешность учебной деятельности и способствующих процессам
познания, воспитания и развития учащегося в процессе иноязычного образования;
- сформированность
желания, готовности и умения сотрудничать в процессе учебной деятельности в
парах, группах и коллективе, соблюдая дружелюбную, демократичную и творческую
атмосферу.
Образовательная
среда линии УМК «Английский язык 2 – 11»
УМК
“English 2 -
Учебник
Учебники УМК 2-4
построены в соответствии с базисным образовательным планом (2 часа в неделю).
Материал в Учебниках организован в циклы. Исключение составляет Учебник для 2
класса, где материал поделен на 2
полугодия и объединен в единую сюжетную линию. Каждый цикл в Учебниках имеет свое
название и знакомит российских школьников с определенной сферой жизни их
сверстников из англоязычных стран. В основу овладения речевым материалом во
всех Учебниках положен принцип комплексности, предполагающий взаимосвязанное
обучение всем видам речевой деятельности. Циклы имеют единую структуру, которые
включают в себя уроки формирования произносительных навыков (2 кл.),
лексических навыков, уроки формирования грамматических навыков, уроки развития
умения читать, уроки совершенствования речевых навыков в монологической и
диалогической формах речи, уроки развития умения самоконтроля и самооценки. В
Учебник включено несколько приложений: 1. Грамматический справочник; 2.
Лингвострановедческий справочник,
дающий краткие пояснения некоторых фактов культуры стран изучаемого языка и
России; 3. Англо-русский словарь; 4. Список имен собственных и географических
названий; 5. Таблица форм неправильных глаголов; 6. «Учись учиться»,
содержащее памятки
для формирования СУУ и УУД.
Учебники тесно
связаны с другими компонентами УМК. В них содержатся ссылки на Рабочую тетрадь,
Книгу для чтения и другие компоненты образовательной среды.
Рабочая тетрадь
Рабочие тетради
предназначены для активизации и систематизации представленного в Учебнике
материала. Каждый урок в Рабочей тетради соотносится с соответствующим уроком в
Учебнике и имеет одинаковое с ним название. Рабочие тетради используется как на
уроке, так и дома. Как правило, задания в Рабочих тетрадях выполняются в классе
в письменной форме. Однако
некоторые упражнения с целью экономии времени могут быть
выполнены в классе в устной форме,
а в
случае необходимости, дома в письменном виде. Если в Учебнике большинство
упражнений построено на материале детской культуры англоязычных стран, то в
Рабочей тетради многие упражнения основаны на родной культуре, что позволяет
детям глубже осознать ее особенности.
Рабочие тетради содержит раздел “All About Me”, в котором учащиеся
пишут о себе, своей семье,
друзьях,
школе, городе и т. д. Кроме указанного раздела в Рабочую тетрадь УМК-2 включены
разделы «Учись писать правильно», “Words For Frederick”, “My Friend”.
Книга для чтения
Книги
для учителя содержат общую характеристику УМК, описывают цели и задачи обучения
иноязычной культуре (ИК), организацию процесса коммуникативного обучения ИК,
технологию выполнения основных видов работы, используемых в УМК, а также дают
подробные методические рекомендации по проведению уроков, использованию
цифровых образовательных ресурсов. В них представлены альтернативные варианты
работы с упражнениями, в зависимости от уровня подготовки учащихся, ключи к
упражнениям. В Книгах для учителя помещены Приложения:
тематические
карты к каждому циклу уроков; списки памяток для развития универсальных учебных
действий и специальных учебных умений, список выражений классного обихода. В
Книгу для учителя к УМК “English-
Книга для учителя
Книга для учителя
содержит общую характеристику УМК, описывает цели и задачи обучения иноязычной
культуре (ИК), организацию процесса коммуникативного обучения ИК,
технологию
выполнения основных видов работ, используемых в УМК, а также дает подробные
методические рекомендации по проведению уроков. В них представлены
альтернативные варианты работы с упражнениями, в зависимости от уровня
подготовки учащихся, ключи к упражнениям. В
Книге для учителя помещены
Приложения: тематические карты к каждому циклу уроков; памятки для развития
учебных умений.
Наглядно-дидактический материал
Наглядно – дидактический
материал содержит картинки с постоянно действующими участниками межкультурного
диалога, представленными на страницах учебника (сказочные персонажи,
литературные герои (герои мультфильмов и телепередач), разрезной алфавит и
карточки для игр.
На оборотной стороне рисунка
приводятся речевые образцы, которые демонстрируют лексический и грамматический
материал, необходимый для описания или рассказа о том или ином герое.
Компонент
сопровождается методическими рекомендациями по его использованию. Для удобства
работы учителю предлагается сводная таблица, которая показывает, какой
конкретно наглядно-
дидактический материал используется на каждом уроке.
Прописи
Прописи содержат
занимательные развивающие задания, выполняя которые учащиеся не только учатся
правильно писать буквы английского алфавита, но и становятся участниками
забавных
историй, знакомятся со сказочными героями. Овладение написанием букв
английского алфавита происходит в той последовательности, в которой они
изучаются в учебнике. Материалы прописей рассчитаны на использование в первом
полугодии. Прописи могут также быть использованы в качестве самостоятельного
пособия для обучения детей, желающих научиться красиво писать на английском
языке.
Мультимедийные приложения к УМК
Мультимедийное
приложение – электронный вариант УМК «English-2», в котором представленные на страницах учебника
упражнения приобретают интерактивный характер.
Содержание
учебника расширенно в мультимедийном приложении за счет разного типа
медиаресурсов, которые взаимодействуют в едином информационном поле с
учебником.
Мультимедийное
приложение содержит наглядные презентации новых грамматических явлений,
облегчающие их понимание, дополнительные упражнения для более прочного усвоения
грамматического и лексического материала. Электронный грамматический справочник
поможет систематизировать полученные знания. Видеоролики, визуализирующие
произношение английских звуков, помогают в формировании аутентичного
произношения. Обширный дополнительный материал разделов «Лингвострановедческий
справочник» и «Это интересно», помогает в решении задач познавательного аспекта
иноязычной культуры, расширяет знания учащихся о различных аспектах жизни
англоязычных стран и помогает обогатить знания о культуре своей родной страны.
Забавная мультипликация делает
процесс обучения более эффективным и превращает учебный процесс в увлекательную
игру. Электронное приложение оптимизирует процесс обучения,
позволяет
рационально использовать время на уроке, может быть использовано во внеурочной
деятельности, а также дома. Электронное приложение адаптировано к использованию
с интерактивной доской.
Аудиоприложение (CD, MP3)
Аудиоприложение
призвано помочь ученикам лучше овладеть произносительной стороной речи и умением
понимать речь на слух. В аудиоприложении все упражнения записаны носителями
языка.
Методический портфель
Методический
портфель разработан как средство профессиональной поддержки учителя английского
языка и включает пакет учебных, учебно-методических и дидактических материалов.
Электронная версия методического портфеля включает авторскую концепцию,
учебные программы,
электронные
презентации новых учебников, образцы цифровых образовательных ресурсов, лучшие
учительские и ученические проекты, подборки статей с описанием технологии
коммуникативного иноязычного образования и т.д. Методический портфель может
использоваться методистами региональных учреждений дополнительного образования
в системе подготовки учителей английского языка при проведении курсов повышения
квалификации.