Обществознание
Аннотация к рабочим
программам по обществознанию для 5-9 классов (ФГОС)
МБОУ
«СОШ №27»
Рабочая
программа предназначена для обучающихся с 5 по 9 классы МБОУ « СОШ№27»
Содержание предмета выстроено с учётом межпредметных и внутрипредметных связей,
логики учебного процесса, выполнения требований к уровню подготовки
обучающихся, психолого-педагогических принципов, возрастных особенностей
школьников, а также их разноуровневой подготовкой к продолжению получения
образования на уровне основного общего образования.
Рабочая
программа включает следующие разделы:
·
планируемые результаты;
·
содержание учебного предмета
·
учебно-тематический план с распределением
учебных часов;
·
требования к уровню подготовки обучающихся;
·
формы контроля уровня достижений обучающихся и
критерии оценки;
·
учебно-методическое обеспечение; перечень
учебного оборудования и наглядных пособий.
1.
Место дисциплины в
структуре основной образовательной программы.
Изучение обществознания в основной школе призвано создать
условия для полноценного выполнения выпускником типичных для подростка
социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событиях и
процессах; нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения
гражданских обязанностей; первичного анализа и использования социальной
информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения. Выпускник
основной школы должен получить достаточно полное представление о возможностях,
которые существуют в современном российском обществе для продолжения
образования и работы.
Рабочие программы составлены на основе Федерального
государственного образовательного стандарта общего образования. Содержание
основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс
знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы,
положение человека в обществе; правовое регулирование общественных отношений.
Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются социальные
навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей;
правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения.
2..Цель
изучения обществознания.
Изучение
обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:
·
развитие личности в
отведенный период социального взросления человека (10-15 лет), ее
познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия
социальной информации и определения собственной позиции; нравственной и
правовой культуры, экономического образа мышления, способности к
самоопределению и самореализации;
·
воспитание
общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным
нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям,
закрепленным в Конституции РФ;
·
освоение на уровне
функциональной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно
оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать
в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования
общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и
гражданина;
·
формирование опыта
применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных
отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных
отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий;
самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно- бытовых
отношений.
3.
Структура дисциплины- обществознания.
Последовательность в рабочих программах по обществознанию в
5-9 классах, обусловлена, помимо учета общих принципов отбора содержания и
логики его развертывания, также особенностями построения учебного содержания
курса для подростков.
Программа предусматривает выделение двух относительно
самостоятельных этапов изучения курса, связанных между собой, с учетом
возрастных особенностей учащихся.
Содержание первого этапа курса (5-7 классы), обращенное к
младшему подростковому возрасту
В 5 классе содержание курса носит преимущественно пропедевтический
характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. Открывается
курс темой «Человек», далее тема «Семья» и «Школа». Через раскрытие важнейшей
стороны человеческой жизни изучается тема «Труд» до самого общественно
значимого – тема «Родина».
В 6 классе содержание курса возвращает к изученному в предшествующем
году, но на более высоком уровне. Тема «Человек в социальном измерении» дает
представление о личности и ее социальных качествах. Тема «Человек среди людей»
характеризует его взаимоотношения с другими людьми. Проблема качеств,
свойственных человеку, посвящена тема «Нравственные основы жизни»
В 7 классе школьники проходят важный рубеж своего социального
взросления: им исполняется 14 лет, они получают паспорт гражданина РФ.
Соответственно курс дает им две необходимые на этом рубеже социализации темы.
Первая из них – «Регулирование поведения людей в обществе». Вторая тема –
«Человек в экономических отношениях»
В 8 классе предложены четыре темы: «Личность и общество», «Сфера
духовной культуры», «Социальная сфера», «Экономика»
В 9 классе завершается рассмотрение основных сфер жизни общества.
Тема «Политика» дает обобщенное представление о власти и отношениях по поводу
власти, раскрывает роль государства, возможности участия граждан в управлении
делами общества. Заключительная тема «Право», уроки посвящаются вопросам теории
права, другая – отраслям права.
Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным
содержанием данного предмета предполагают использование разнообразных средств и
методов обучения
4. Основные
образовательные технологии.
Особого внимания требует использование в учебном процессе
компьютерных технологий
В условиях общественной неустойчивости человек должен
обладать высокой адаптивностью, чтобы сохранить свою индивидуальность. Именно
поэтому на уроках обществознания я уделяю пристальное внимание воспитанию общей
культуры личности, развитию у человека умения защищать себя и свое здоровье от
вредных воздействий окружающей среды. Укрепление здоровья детей рассматриваю
как важное условие их разностороннего развития и обеспечения их нормальной
жизнедеятельности, поэтому регулярно на уроках обществознании использую
здоровьесберегающие технологии.
Наряду с этим использую современные педагогические и
информационно-коммуникационные технологии:
·
методы творческой
групповой работы;
·
личностно-ориентированное
обучение;
·
развивающее обучение;
·
проблемное обучение;
·
исследовательская
деятельность
·
разнообразные формы
работы: уроки-экскурсии, уроки-лекции, семинарские занятия, дискуссии,
уроки-исследования, игровое моделирование, уроки диалога и другие.
·
Использование на
уроках технологии уровневой дифференциации, личностно-ориентированное обучение,
коллективные способы обучения;
5.
Требования к
результатам освоения дисциплины.
Личностными результатами выпускников основной школы,
формируемыми при изучении содержания курса являются:
·
мотивированность на
посильное и сознательное участие в жизни общества;
·
заинтересованность не
только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
·
ценностные ориентиры,
основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости
поддержания гражданского мира и согласия;
Метапредметные результаты изучения обществознания
выпускниками основной школы проявляются в:
·
умении сознательно
организовывать свою познавательную деятельность
·
умении объяснять
явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать
их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
·
способности
анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы
деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей,
свойственных подросткам;
·
овладении различными
видами публичных выступлений и следовании этически нормам и правилам ведения
диалога;
·
умении выполнять
познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной
деятельности на уроках и в доступной социальной практике на:
1.
использование
элементов причинно-следственного анализа;
2.
исследование несложных
реальных связей и зависимостей;
3.
определение сущностных
характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения,
сопоставления, оценки объектов;
4.
поиск и извлечение
нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5.
перевод информации из
одной знаковой системы в другую, выбор знаковых систем адекватно познавательной
и коммуникативной ситуации;
6.
подкрепление изученных
положений конкретными примерами;
7.
оценку своих учебных
достижений, поведения черт своей личности с учетом мнении других людей;
8.
определение
собственного отношения к явлениям современной жизни, формирование своей точки
зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной
школы содержания программы по обществознанию являются:
·
относительно целостное
представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни,
механизмах и регуляторах деятельности людей;
·
знание ряда ключевых
понятий об основных социальных объектах; умение объяснять явления социальной
действительности с опорой на эти понятии;
·
знания, умения и
ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими
подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
·
умения находить нужную
социальную информацию в в педагогически отобранных источниках; адекватно ее
воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия;
·
понимание
побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в
мотивационной структуре личности, их значения в жизни человек и развитии
общества;
·
знание основных
нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих
регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу
и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость
руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
·
приверженность
гуманистическим и демократически ценностям, патриотизм и гражданственность;
·
знание особенностей
труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований
трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую
деятельность несовершеннолетних;
·
понимание значения
трудовой деятельности для личности и для общества;
·
понимание специфики
познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
·
понимание роли
искусства в становлении личности и в жизни общества;
·
знание определяющих
признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами
деятельности;
·
знание новых
возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать
современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой
социальной информации;
·
понимание языка
массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно
воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы,
оценочные суждения;
·
понимание значения
коммуникации в межличностном общении;
·
умение
взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать
в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
·
знакомство с
отдельными примами и техниками преодоления конфликтов;
·
ценностные ориентиры,
основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к
человеку, его правам и свободам как к высшей ценности
7. Формы
контроля.
1.
Индивидуальный опрос
2.
Фронтальный опрос
3.
Тестовый контроль